Пятница, 15.11.2019, 17:44
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Рудничный Верхнекамского района Кировской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

История одного экспоната

Школьные принадлежности.

В экспозиции « История родной школы» можно увидеть школьную жизнь учеников конца 20 века, а именно школьные принадлежности того времени. Школьники в 60-годы писали деревянными ручками с перышком. Перышко вставлялось в металлический наконечник. У каждого пера был свой номер. Толщина написанной линии соответствовала номеру на пере. Перья были острые, часто рвали бумагу. Кусочки бумаги застревали в перышке, поэтому для чистки пера существовала перочистка. Обычно перочистку вырезали из нескольких кружочков ткани. Их скрепляли пуговкой или ниткой. Обычно школьники шили перочистки на уроках труда.

Перьевая ручка обмакивалась в чернильницу- непроливайку, в нее легко заливались чернила. Если чернильница опрокидывалась, то чернила не выливались на парту. Это было очень удобно. Чернильница изготовлена из толстого  стекла .Она стояла на каждой парте. Два ученика сидели за партой и макали в нее перьевые ручки.

Здесь также можно увидеть школьную папку для хранения тетрадей, тетрадь, учебник физики(1938г. издания),деревянные счеты.

 

Школьная форма.

Сейчас в России нет единой школьной формы. А вот в бывшем СССР школьную форму носили обязательно. Девочки носили коричневое платье с черным фартуком для повседневного посещения школы или с белым фартуком- для праздников. Платье украшали белыми кружевными воротничком и манжетами. Они пришивались вручную и каждую неделю менялись на чистые. Такая модель школьной формы для девочек была взята еще с 1948г.и фасон почти не изменился. Единственно, платье стало короче.

Мальчиком повезло больше. Их модель школьной формы больше обновилась. Костюм состоял из брюк и куртки синего цвета. Костюм шили из полушерстяной ткани. Курточка отстрочена и похожа на джинсовую. На груди у нее накладные карманы с фигурными клапанами, на плечах- погоны. На карманах, погонах и самой куртке пришиты алюминиевые пуговицы. На левом рукаве пришита эмблема, которая вырезана из белого дерматина. На ней нарисован учебник и Солнце. Это символы просвещения. В нашем краеведческом музее можно увидеть форму для девочки пионерской дружины лагеря «Артек». Она сшита из ярко- красной ткани. Рукава, воротник и полочки рубашки отстрочены по краю красными нитками. Украшена рубашка   пуговицами. К школьным формам обязательным дополнением были значки, указывающие на принадлежность к детской организации( октябрята, пионеры, комсомольцы).

   

 

История одного экспоната

Эх, путь–дорожка фронтовая…

У пехотинца — это винтовка или автомат. У артиллериста— орудие, у летчика — самолет. А для военного водителя основное оружие — его автомобиль, даже если это был вчерашний мирный грузовичок. Мы представляем макет «полуторки», которую сделали своими руками семья Попониных-два мальчика Никита и Саша и их родители.

Милая сердцу водителей военных  лет «полуторка» (ГАЗ АА,ГАЗ ММ) — была одним из самых распространенных автомобилей в транспортных (да и не только в этих) подразделениях. Военные водители, их пульс в годы войны ощущался повсюду, начиная с фронтового тыла и кончая передовой. Путь фронтовых водителей пролегал по пыльным проселкам, асфальтированным шоссе с наспех заделанными воронками от авиабомб и снарядов. Вооружение и боеприпасы, продовольствие и обмундирование, топливо для машин и вода для питья, медикаменты и запчасти — таков далеко неполный перечень тех грузов, которые с первого и до последнего дня войны доставлялись автомобилями.

История Великой Отечественной дала нам беспримерные образцы отваги и мужества, проявленные водителями:например, фронтовая магистраль по льду Ладожского озера.

Ничто не могло остановить жизнь на этой магистрали — продовольствие поступало в осажденный город!

 Значительные перевозки были выполнены автомобильным транспортом в период Сталинградской операции. Только с сентября по первую половину ноября 1942 г. автомобильные войска резерва Главного Командования передислоцировали в район Сталинграда более десяти дивизий и перевезли сотни тысяч тонн грузов.

 Доставляя все необходимое для обеспечения боевых действий войск, воины-автомобилисты проводили за рулем по 12-14 ч в сутки, они вели машины и под бомбежкой, и под артиллерийско-минометным огнем, а порой подвергались и непосредственному нападению врага.

 Автомобили Великой Отечественной! Сегодня стоят они в музеях или на бетонных и гранитных пьедесталах, напоминая о подвиге тех, кто погиб, так и не выпустив руль из похолодевших рук, кто дошел до самой Победы со своими «газиками» и «Захарами».

Совет школьного краеведческого музея.

 

«История одной фотографии»

Память сильнее времени

Я активный участник жизни школьного краеведческого музея. И недавно в его архивах я наткнулась на интересную фотографию. Седой, подтянутый, элегантный мужчина немолодых лет сидит и играет на гармони. Я обратила внимание на некоторые моменты: во – первых, ветеран изображён на фоне школьной доски, во – вторых, за его спиной небольшая выставка, но главное, на что я обратила особое внимание, – на его улыбку и в то же время  странный отрешенный взгляд. Уже потом мне рассказали, что к тому времени, когда был сделан снимок, этот человек полностью  был слеп.

Я решила подробнее разузнать, где и когда была сделана фотография. А главное: кто запечатлён на этом снимке? Я спрашивала учителей, ребят, библиотекаря, руководителя школьным краеведческим  музеем, и вот что мне удалось выяснить.

На этом снимке Николай Матвеевич Жуйков, ветеран Великой Отечественной войны. Его жизненный путь был нелёгок и тернист. Но несмотря ни на что, он оставался позитивным, находчивым и упрямым.

Мне рассказали, что Николай Матвеевич рос крепким и выносливым. Из деревни Степной Унинского района Кировской области, где жил до войны, ходил в школу за 25 км от дома на лыжах или пешком. В 1941 году, окончив школу, ушёл на фронт. И в декабре принял первое боевое крещение под Москвой. 51-й отдельный лыжный батальон был сформирован из вятских парней, таких же молодых, крепких и выносливых, как Николай. Потом учёба в Пензенском артиллерийском училище, которое курсант окончил с отличием в звании лейтенанта.

А дальше фронт, тяжёлые бои под Витебском. Высотки переходили из рук в руки. В одном из захваченных нашими солдатами немецких блиндажей Николай устроил наблюдательный пункт. Фашисты окружили позицию. Жуйков вызвал по рации огонь на себя, чтобы блиндаж не достался врагу. Но солдаты рейха бросили дымовую шашку – и Николай Матвеевич потерял сознание. Раненного в ногу со сломанной рукой его взяли в плен. Его определили в лагерь для военнопленных под Людвигсфельде.

Домой родственникам ушла похоронка на сына. Командование артиллерийского дивизиона посчитало офицера погибшим, а он был жив. Но впереди Жуйкова ждали 2 года фашистских лагерей. Когда в 44-м советские войска уже бомбили Германию, Николай решился на побег. Подбил на побег  товарища, но в последний момент тот отказался, так как едва держался на ногах от истощения. Тогда Жуйков решил бежать один.  Спрятавшись от охранников, с вятской сметливостью присыпал свои следы махоркой, чтобы не учуяли овчарки, вскарабкался на сосну, росшую недалеко от забора. Перебрался по ветке за ограждение уже по другую сторону концлагеря.

На фронте его спасли икона Николая Чудотворца и благословление матери. Смелый побег из концлагеря не удался. Николая Матвеевича схватили при попытке перебраться через реку Одер. На допросе ему выбили несколько зубов. Переодетого под беглеца «русского шпиона», как считали немцы, тут же отправили в Бухенвальд. 11 апреля 1945года узники концлагеря подняли восстание. Н. Жуйков тоже входил в группу сопротивления. Пришла свобода, а через месяц и Победа.

После войны преподавал в школе физкультуру, участвовал в фестивалях «Играй, гармонь!», создал коллекцию фотопейзажей родных мест. О бывшем узнике концлагеря писали газеты, восхищаясь его мужеством и несгибаемым русским характером. Николай Матвеевич несколько раз бывал в Германии и даже посадил в Бухенвальде саженцы кедров, привезённые с родной вятской земли. Жуйков часто встречался со школьниками на уроках мужества, где дети узнавали правду о той далёкой войне, на которой он испытал горечь отступления и радость побед.

Классный час, на который был приглашён Николай Матвеевич Жуйков,  был посвящен песням Великой Отечественной войны. Проводили его в нашей школе перед 9 мая 2005 года не только для выпускников, но и для гостей посёлка. Ребята узнали, какие песни поднимали дух бойцов, под какие они грустили и вспоминали дом, ну и, конечно же, под которые радовались победе. Николай Матвеевич сыграл ребятам несколько военных песен, а они ответили ему, исполнив под гитару знаменитую «Катюшу». Всем очень понравилось это мероприятие, и я жалею, что не попала на него.

Хотелось бы напомнить всем спешащим и вечно опаздывающим жителям 21 века: помните тех, кто отдал за ваше спокойное будущее свои жизни. И даже если у вас нет времени подробно разбираться в истории, вспомните слова из песни: «Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом». Ведь фотография, пусть мала и мутна, несёт в себе массу воспоминаний, эмоций и смысла. Многое о человеке можно узнать, посмотрев на его фотографию. Вот и вы посмотрите. Почувствуете, что  жизнь повторится сначала.

Активист школьного краеведческого  музея Красавина Яна.

 

 

Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Портал госуслуг
Памятные даты
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz